gototop
Вторник, 10 Сентябрь 2013 19:16

Фрактальная монотипия

Автор 
Оцените материал
(6 голосов)

Монотипия - происходит от греческого monos и typos, что в переводе означает "единый" и "оттиск" соответственно. Монотипия - своеобразная техника художественных оттисков.

Как уже можно определить по названию печатной графики этого типа, монотипия не имеет отношения к типографскому тиражированию изображений; она сочетает характеристики живописи и эстампа (произведение графического искусства, представляющее собой гравюрный либо иной оттиск на бумаге с печатной формы (матрицы)) и позволяет выполнить единственный типографский оттиск. Работа исполняется на пластиковой или металлической доске, и после печати изображение никак не дорабатывается. Произведения в стиле монотипии отличаются тонкостью цветовой гармонии, плавностью и мягкостью контуров, в результате чего работа имеет сходство с акварелью. Так как монотипия не тиражируется, это восполняется специфическими особенностями ее фактуры и необычными эффектами.

Примеры работ и использованием монотипии (автор - Лидия Лисянская, http://www.monotypy.ru/gallery/lidiya-lisaynskay/):

  

Данный вид графики дает один оттиск на бумаге с подготовленной основы (меди, стекла), на которую нанесены краски. Поверх матрицы под прессом помещается лист бумаги. Получается неповторимый рисунок, который сложно воспроизвести. Образ оттиска формируется случайным методом. После печати художник анализирует полученные оттиски и выбирает наилучшие относительно сюжета с эстетической точки зрения. Многие оттиски отвергаются, и остаются лишь некоторые, особенные. Художники редко прибегают к монотипии: это достаточно трудоемкая техника, требует много материалов и тщательного подхода.

Создателем монотипии считается итальянский художник и гравёр Джованни Кастильоне (17 в.).

Монотипия работы Джованни Бенедетто Кастильоне, 1655 г.

Известны выдающиеся мастера 18-19 в.: Уильям Блейк (Англия), Эдгар Дега (Франция), сочетавший монотипию и темперу ("Концерт в кафе "Амбасадор"). Возникновение монотипии в России связано с Кругликовой Е.С., которая воссоздала технику художественного оттиска в первые годы 20 столетия, открыв собственную школу. Имя художницы ассоциируется со спокойными умиротворяющими пейзажами, букетами цветов. Ее художественная мастерская в Париже привлекала многих талантливых авторов, среди которых были М.А. Добров, М.Н. Волошин, Л.В. Яковлев, К.Е. Костенко, Н.Я. Симонович-Ефимова, И.С. Ефимов, В.П. Белкин.

Отличились в сфере монотипии французские мастера Моро и Дюнуайе де Сегонзак. С 1914 г. Кругликова проживала в России, занимаясь педагогической деятельностью. Ее энтузиазм передавался ученикам. Благодаря ее руководству, многие из ее учеников работали в монотипии и цветной гравюре.

В 20 в. художники проникались искусством монотипии в периоды своего увлечения цветом и фактурой материала. В 1932 г. ученик Кругликовой Ю.Великанов создал ряд монотипий, отражающих строительство электростанций на реке Свирь. На черно-белых и красочных листах отразился усиленный поиск цвета и композиции, и при этом сохранились непосредственность и живость восприятия.

Эдгар Дега - Концерт в кафе "Амбасадор" и Е.С.Кругликова - Танго в Луна-парке. 

 

 

Материалы и инструменты.

Монотипия считается графической техникой. По отношению к краскам эта техника всеядна! Акварель, гуашь, темпера, акрил, маслянные краски, офортные, типографские, для полного отрыва можно использовать и строительные виды красок. Краски используются как с разбавителями так и в чистом виде — в зависимости от задач. Также широк и многообразен выбор поверхностей, с которых можно делать оттиски: бумага, различные виды картонов, пластик разной толщины, пластины из разных металлов-цинк-медь-сталь-латунь. Стекло, оргалит и фанера! Холст и дерево, камень!!! Главное, чтобы фактура поверхности соответствовала Вашим задачам и целям. А вот вопрос внутреннего ощущения того, какая должна быть поверхность, приходит с Вашим личным опытом.

  

Краска наносится на поверхность также различными инструментами: рука и пальцы художника, кисти, мастихины, различные шпатели, в том числе фигурные. Также применяются валики с различными фактурами. Ну и напоследок, тем, что придет в Вашу творческую голову.

Для отпечатка с листов пластика и металлических листов используют офортные станки. Для отпечатка с литографского камня — используется литографский печатный станок.

Для выбирания краски с печатной поверхности используют, начиная от простой ткани, до всевозможных специфических материалов: спички, стальная губка для чистки посуды, ушные палочки...

Ну и наконец, виды поверхностей, на которые отпечатывают оттиск: бумага, различные виды — от простой до оффортной, цветные бумаги, пластик, фанера, камень, стекло, металл, холст художественный и разные ткани. В общем, есть повод для фантазии.

Направления развития монотипии.

Первый способ, из самых простых, его еще называют — «фрактальная монотипия».

Берете выбранную Вами твердую поверхность, в творческом трансовом порыве наносите краску нужным Вам инструментом, сверху накладываете бумагу, продавливаете ее сверху руками или резиновым валиком. Плавно снимаете лист. Исследуете полученный оттиск. Как правило, этот способ достаточно трудно управляем. Особенно, если Вы будете использовать водные краски: акварель, гуашь, акрил, темперу. Затем многие художники, всматриваясь в получившийся оттиск, пытаются увидеть какой-то образ, пейзаж, композицию и слегка дорабатывают оттиск, стараясь усилить и выявить увиденное в монотипии.

Второй способ.

Когда краска наносится на пластины из металла или пластика, накладывается сверху бумага и производится оттиск с помощью оффортного или литографского станка. В этом приеме, как правило, чаще используют маслянные и оффортные краски. Этот способ позволяет достаточно точно управлять творческим процессом и достаточно точно угадывать нужный творческий результат. Здесь можно создавать практически живописные реалистичные произведения. Для того, чтобы на бумагу не приставало масло из краски, ее перед печатью смачивают водой!

Третий способ.

Пишете художественное произведение маслянными красками на холсте или картоне. Затем накладываете бумагу, ткань или такой же холст — аккуратно, а можно и не очень. Все зависит от Вашего темперамента. Продавливаете бумагу, также используя различные приемы продавливания. Как показывает опыт, можно сделать до трех оттисков, и не один из них не будет повторять предыдущий. Получаются очень тонкие живописные вещи. Которые можно доделывать уже поверх монотипии. Но это будет уже смешанная техника.

Четвертый способ.

Этот способ требует от художника твердого уверенного рисования, так как исправления невозможны. Берете пластик или стекло. Валиком накатываете нужное место или всю поверхность листа равномерным слоем краски, предварительно удалив лишнее масло из краски, выложив ее на некоторое время на газету. Все это приобретается опытным путем. Если Вы неуверены, в том, что можете сразу нарисовать и скомпоновать Ваше произведение на листе то, до того, как Вы положите его на краску, легкими движениями простого карандаша можете наметить основную композицию и после этого, не придавливая, опускаете лист на накатанную краской поверхность. А далее, Вы начинаете рисовать то, что Вы наметили, работая карандашом, простой ручкой, черенком от кисточки — все зависит от толщины линии, которую Вы хотите получить. Руками на бумагу желательно не опираться. Выполнив свои экзерсисы на бумаге, аккуратно снимаете лист. Как и любой из видов монотипий, его можно доработать и завершить работу, уже видя, что с ней происходит.

Пятый способ.

Наливаете в фотованночку воду. Берете типографские краски, разводите их в разных баночках до жидкого состояния бензином или специальным растворителем. Потом берете кисти и, в зависимости от Вашего внутреннего живописного состояния, брызгаете краски на воду, регулируя, какого цвета необходимо больше или меньше. А далее начинается самое интересное : перемешиваете краски черенком кисти и увидите тот неповторимый узор, который, как Вам кажется, необходим. Необходимо работать быстро, но аккуратно: накладываете лист бумаги на воду, а потом только, как бы по дуге, второй край. И так же его надо снимать: сначала один, а потом по дуге второй. Перемешиваясь в воде краски создают удивительные живописные сочетания как в калейдоскопе.

Ну и шестой способ — смешанная техника.

Когда за базу берется созданная монотипия и потом дорабатывается различными другими материалами: пастель маслянная, сухая, акрил, масло, темпера, фактурные пасты и так далее.........

Согласно тематике нашего сайта немного подробнее остановимся именно на фрактальной монотипии!!!

Фрактальная природа монотипии была обнаружена в 2000 г. химиком В. М. Лившицем и математиком В. В. Скворцовым, независимо друг от друга. Ими же был предложен и термин «фрактальная монотипия».

Немного предыстории. В 1983 году в краеведческом музее г. Кохтла-Ярве (Эстония) проходила выставка работ художницы Леа Лившиц, на которой впервые было показано много необычных для того времени произведений. Их создатель назвал свои работы стохатипиями (стоха – случайный, отсюда и название), которые поражали зрителей необычной расцветкой и узорами. Вторая выставка этой художницы, в подобной технике, состоялась уже в 2000 году в библиотеке Тартуского университета под другим названием - фрактальная живопись. К сожалению, это была уже мемориальная выставка, поскольку художница в 1999 году трагически погибла.

После смерти художницы её творчеством заинтересовался эстонский химик и психолог В.М.Лившиц.  Он предположил, что стохатипии имеют фрактальную природу, т.к. на художественных произведениях чаще всего встречались структуры типа дендритов. (Одновременно и независимо к такому же выводу пришел и российский математик В.В.Скворцов.) Для проверки гипотезы потребовалось подробно изучить очень интересную книгу по фракталам (Clifford Ed. Pickover, Fractal Horizons, 1996). Выяснилось, что в одной из глав книги, посвященной методике обучения студентов фрактальной теории, содержался снимок экспоната, который точно совпадал со стохатипией. Путём долгих экспериментов в лаборатории Лившиц выяснил что, фрактальные структуры возникают не мгновенно при отрыве листа бумаги от стекла с красками, а через минуту-две. Причем сначала возникают мелкие структуры - "кроны деревьев", а затем и крупные - "стволы". Понятен стал и источник энергии для образования фракталов - это энергия высвобождается при отрыве листа бумаги от слоя краски на стекле (приходится преодолевать при этом силы поверхностного натяжения пленки краски). Следовательно, мы имеем дело с процессом самоорганизации в плёнке жидкости между стеклом и бумагой вследствии её разрыва.

Некоторые стохатипии художницы Леи Лившиц: "Благословение" и "Страхи"

А вот некоторые фрактальные монотипии математика В. В. Скворцова, по порядку: "Трещиноватый грунт", "Сад Эдема", "Тундра", "В дозоре"

 

 

Монотипию можно отнести к фрактальной живописи, причём получаемой не на компьютерах, а физико - химическим способом. Возможно, открытая вследствии изучения стохатипии фрактально-плёночная химия найдёт более широкое применение не только в искусстве!!!

Источники: Википедия, www.tigelclub.ru, www.monotypy.ru и другие ресурсы сети Интернет.

 

Прочитано 9684 раз Последнее изменение Суббота, 18 Июнь 2016 17:21

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены